ЧТО ТАКОЕ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ?
Международные исследования оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты международных исследований отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом.
Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.
Выделены отличительные черты функциональной грамотности:
1) направленность на решение бытовых проблем;
2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;
4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.
Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.
Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.
Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга (в 2021 году – 8,9 классы).
Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.
Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.
Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.
Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.
Российская электронная школа.Электронный банк для оценки функциональной грамотности : https://fg.resh.edu.ru/.
Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.
Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.
Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.
Банк тестов
Результаты проведенных мероприятий.
2024 - 2025 учебный год
В период с 28.03.2025г по 11.04. 2025г в МБОУ – Стеченская СОШ прошла методическая неделя по функциональной грамотности
28.03.2025г
- участие администрации школы в районном семинаре «Формирование функциональной грамотности обучающихся»

31.03.2025г
- заместитель директора по УВР Куттина О.М. провела мастер-класс для педагогов «Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках»
01.04.2025г
- Интеллектуальная игра по математике и русскому языку «Своя игра» (по формированию функциональной грамотности) (4 класс) (ответственная Куттина О.М.)

02.04.2025г
- Квест-игра по финансовой грамотности «Деньги любят счёт» (3 класс) (ответственная Солодкова Г.А.)
03.04.2025г
- Внеклассного мероприятия по функциональной грамотности на тему: «Как правильно и с пользой воспринимать информацию вокруг нас?» (1-2 классы) (ответственные Санькова Н.А., Колощенко Н.И.)
04.04.2025г
- Всероссийский тематический урок "Финансовая безопасность. НЕдетские игры: Дроп по неволе" (10-11 кл) (ответственная Кошевая В.И.)
07.04.2025г
- Формирование математической грамотности. Открытый урок математики «Признаки делимости целых чисел» (11 класс) (ответственная Кошевая В.И.)
08.04.2025г
В этот день была проведена серия мероприятий:
- Формирование естественнонаучной грамотности. Открытый урок географии «Земная кора – верхняя часть литосферы» (5 класс) (ответственная Жемоедова С.В.)

- Онлайн-урок финансовой грамотности «Приключения в мире платежей: от золотых монет до банковских карт» (10 класс) (ответственная Мацуева В.И.)

09.04.2025г
- Формирование читательской грамотности. Открытый урок литературы «А.И. Солженицин. Рассказ «Матрёнин двор»» (8 класс) (ответственная Рожкова Т.А.)

- Формирование читательской грамотности. Открытый урок истории «Причины смуты» (7 класс) (ответственная Цвилёва А.Л.)

10.04.2025г
- Формирование функциональной грамотности на уроке физкультуры путём эстафетно-соревновательного метода (6 класс) (ответственная Ефанова В.М.)

- Формирование естественнонаучной грамотности. Открытый урок химии «Строение атома» (9 класс) (ответственная Зенченко С.В.)

11.04.2025г
- Формирование естественнонаучной грамотности. Открытый урок биологии «Модификационная изменчивость» (10 класс) (ответственная Мацуева В.И.)

В течение недели обучающиеся 1-11 классов участвовали в олимпиаде по финансовой грамотности на платформе Учи.ру. Завершилась неделя круглым столом «Проблемы и перспективы развития функциональной грамотности в школе» и школьной линейкой, где были подведены итоги недели функциональной грамотности.
Диагностические работы
Естественно-научная грамотность. Диагностическая работа, результаты, 12.11.2024, 9 класс
Математическая грамотность. Диагностическая работа, результаты, 14.11.2024, 9 класс
Математическая грамотность. Диагностическая работа, результаты, 14.11.2024, 8 класс
Читательская грамотность. Диагностическая работа, результаты, 22.11.2024, 8 класс
Естественнонаучная грамотность. Диагностическая работа, результаты, 18.11.2024, 8 класс
Читательская грамотность. Диагностическая работа, результаты, 25.11.2024, 9 класс
2023 - 2024 учебный год
Читательская грамотность. Диагностическая работа, 8 класс, результаты, 27.10.2023
Математическая грамотность. Диагностическая работа, 9 класс, результаты, 27.10.2023
Математическая грамотность. Диагностическая работа, 8 класс, результаты, 27.11.2023
Естественнонаучная грамотность. Диагностическая работа, 9 класс, результаты, 30.11.2023
Естественнонаучная грамотность. Диагностическая работа, 8 класс, результаты, 12.12.2023
Читательская грамотность. Диагностическая работа, 9 класс, результаты, 20.12.2023