МБОУ- Стеченская СОШ
село Стечна
  • Функциональная грамотность

    ЧТО ТАКОЕ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ?

    Международные исследования оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты международных исследований отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом.

    Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.

    Выделены отличительные черты функциональной грамотности:

    1) направленность на решение бытовых проблем;

    2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;

    3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;

    4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.

    Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.

    Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.

    Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга (в 2021 году –  8,9 классы).

    Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.

    Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.

    Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.

    Подготовка выпускников к промежуточной и итоговой аттестации по русскому языку в контексте формирования читательской грамотности

    Нормативно-правовые документы федерального   уровня

    Министерство просвещения РФ. Письмо от 26 января 2021 г. №ТВ-94/04 об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

    МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 219 ПРИКАЗ от 6 мая 2019 года ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДОЛОГИИ И КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НА ОСНОВЕ ПРАКТИКИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

    Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности

    Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

    Нормативно-правовые документы  регионального и муниципального уровня

    Приказ УОА Погарского района № 183 от 30.09.2024 г "Об утверждении муниципального плана мероприятий по повышению и оценке функциональной грамотности общеобразовательных организаций Погарского района в 2024-2025 учебном году"

    Нормативно-правовые документы школьного  уровня

    Приказ МБОУ- Стеченская СОШ  "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся в 2024-2025 учебном году."

    Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся

    Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.

    Российская электронная школа.Электронный банк для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/.

    Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.

    Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.

    Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.

    Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.

    Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.

    Банк тестов

    Результаты проведенных мероприятий.

    2024 - 2025 учебный год

    В период с 28.03.2025г по 11.04. 2025г в МБОУ – Стеченская СОШ прошла методическая неделя по функциональной грамотности

    28.03.2025г
    участие администрации школы в районном семинаре «Формирование функциональной грамотности обучающихся»

    31.03.2025г

    - заместитель директора по УВР Куттина О.М. провела мастер-класс  для педагогов «Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках»

    01.04.2025г

    - Интеллектуальная игра по математике и русскому языку «Своя игра» (по формированию функциональной грамотности) (4 класс) (ответственная Куттина О.М.)

    02.04.2025г

    - Квест-игра по  финансовой  грамотности  «Деньги любят счёт» (3 класс) (ответственная Солодкова Г.А.)

    03.04.2025г

    - Внеклассного мероприятия по функциональной грамотности на тему: «Как правильно и с пользой  воспринимать информацию вокруг нас?» (1-2 классы) (ответственные Санькова Н.А.,  Колощенко Н.И.)

    04.04.2025г

    - Всероссийский тематический урок "Финансовая безопасность. НЕдетские игры: Дроп по неволе" (10-11 кл) (ответственная Кошевая В.И.)

    07.04.2025г

    - Формирование математической грамотности. Открытый урок математики «Признаки делимости целых чисел» (11 класс) (ответственная Кошевая В.И.)

    08.04.2025г

    В этот день была проведена серия мероприятий:

    - Формирование естественнонаучной грамотности. Открытый урок географии «Земная кора – верхняя часть литосферы» (5 класс) (ответственная Жемоедова С.В.)

    - Онлайн-урок финансовой грамотности «Приключения в мире платежей: от золотых монет до банковских карт» (10 класс) (ответственная Мацуева В.И.)

    09.04.2025г

    - Формирование читательской грамотности. Открытый урок литературы «А.И. Солженицин. Рассказ «Матрёнин двор»» (8 класс) (ответственная Рожкова Т.А.)

    - Формирование читательской грамотности. Открытый урок истории «Причины смуты» (7 класс) (ответственная Цвилёва А.Л.)

    10.04.2025г

    - Формирование функциональной грамотности на уроке физкультуры путём эстафетно-соревновательного метода (6 класс) (ответственная Ефанова В.М.)

    - Формирование естественнонаучной грамотности. Открытый урок химии «Строение атома» (9 класс) (ответственная Зенченко С.В.)

    11.04.2025г

    - Формирование естественнонаучной грамотности. Открытый урок биологии «Модификационная изменчивость» (10 класс) (ответственная Мацуева В.И.)

    В течение недели обучающиеся 1-11 классов участвовали в олимпиаде по финансовой грамотности на платформе Учи.ру. Завершилась неделя круглым столом «Проблемы и перспективы развития функциональной грамотности в школе» и школьной линейкой, где были подведены итоги недели функциональной грамотности.

    Диагностические работы

    Естественно-научная грамотность. Диагностическая работа,  результаты, 12.11.2024, 9 класс

    Математическая грамотность.  Диагностическая работа, результаты, 14.11.2024, 9 класс

    Математическая грамотность. Диагностическая работа, результаты, 14.11.2024, 8 класс

    Читательская грамотность. Диагностическая работа,  результаты, 22.11.2024, 8 класс

    Естественнонаучная грамотность. Диагностическая работа,  результаты, 18.11.20248 класс

    Читательская грамотность. Диагностическая работа, результаты, 25.11.2024, 9 класс

    2023 - 2024 учебный год

    Читательская грамотность. Диагностическая работа, 8 класс, результаты, 27.10.2023 

    Математическая грамотность. Диагностическая работа, 9 класс, результаты, 27.10.2023

    Математическая грамотность. Диагностическая работа, 8 класс, результаты, 27.11.2023

    Естественнонаучная грамотность. Диагностическая работа, 9 класс, результаты, 30.11.2023

    Естественнонаучная грамотность. Диагностическая работа, 8 класс, результаты, 12.12.2023

    Читательская грамотность. Диагностическая работа, 9 класс, результаты, 20.12.2023 

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике